Франчайзи получили поддержку в кризис
Эксперты констатируют, что в связи с ростом курса валют и негативными изменениями в экономике, российским франчайзи грозит исчезновение. А это значит, что часть иностранных франшиз одежды, общественного питания могут просто покинуть российский рынок. В связи с этим, большинство франчайзеров вошли в положение и постарались оказать поддержку своим франчайзи.
Таким образом, франчайзи смогли получить несколько вариантов помощи:
1. Перевод платежек из валюты в рубли. Как правило, все платежи – и роялти и паушальный взнос – производились в долларах или в валюте страны владельца франшизы. Теперь же, франчайзеры стали принимать оплату в российских рублях.
2. Второй вариант, предложенный мировыми брендами – это уменьшение первичного взноса за приобретение франшизы – паушального взноса. На это пошли те компании, стоимость франшиз которых действительно высока.
3. Третье предложение – это уменьшение процента роялти. Согласно договора с держателем франшизы, франчайзи обязуется перечислять ему определенный процент своей прибыли. В связи с последними изменениями в экономике, франчайзер пошел на снижение этого процента примерно на 2-3 пункта.
4. Специальные программы возврата товаров. В своем большинстве, это изменение коснулось только продавцов одежды и обуви. Держатели мировых брендов разрешили своим франчайзи возвращать не реализованные в сезон товары. Раньше магазинам приходилось распродавать их самостоятельно, теряя часть прибыли.
5. Отсрочка платежа за процент. Ранее все расчеты с франчайзером производились по предоплате. Теперь же многие владельцы франшиз пошли на встречу и позволили за не большой процент перечислять роялти по факту реализации товаров или получения выручки за отчетный период в случае с оказанием услуг.
6. Снижение арендных ставок. Некоторые франчайзеры пошли даже на такой шаг, как разговор с владельцами помещения, которые арендуют франчайзи, с просьбой снизить ставку аренды. В части случаев удавалось договориться о снижении арендной ставки до 20%.
7. Еще одним вариантом сохранения доли на российском рынке стало вхождение франчайзера в акционерный капитал своих франчайзи. Так, например, остаться на российском рынке одной из кофеен помог австрийский франчайзер Coffeeshop Company, выкупив 10% акций.
Впрочем, оказывать поддержку своим франчайзи себе может позволить далеко не каждая компания. В основном это касается крупных мировых брендов, для которых уход с российского рынка принесет колоссальные потери. Некоторые же компании предпочли просто не продлевать договор по его истечении в случаях, когда план развития франчайзи их не устраивал.
Как показала практика, крупные держатели франшиз мировых брендов, готовы жертвовать своей прибылью и повышать затраты на содержание своих франчайзи ради того, чтобы не уйти с рынка. Однако говорить о перспективах развития франчайзинга в 2015 году пока рано, так как пока не совсем понятно, что будет происходить на рынке в дальнейшем.